Рекомендации специалистов

Речевая азбука для родителей

РЕЧЕВАЯ АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

МАЛЫША МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Родители всегда с нетерпением ждут, когда малыш заговорит. Время идет, а ребенок продолжает молчать. Если речь идет о ребенке старше 3-х лет, обязательно необходимо обратиться к специалистам: неврологу и учителю-дефектологу (учителю-логопеду). Визит к неврологу не стоит откладывать. Врач поможет определить, необходимо ли малышу медикаментозное лечение. Зачастую, если ребенок имеет тяжелые нарушения речи, усилия учителя-дефектолога (учителя-логопеда) бесполезны и тщетны без грамотного лечения. Уважаемые родители, помощь специалистов очень важна для Вашего малыша, но вы должны понимать, что основная работа лежит на плечах мамы и папы. Эти советы для Вас:

Перестаньте понимать ребенка. Жесты дополняют нашу речь. Разумеется, Вы уже научились быстро понимать, чего хочет малыш. Но, чтобы он начал говорить, не надо на первое его требование давать игрушку, которую он просит. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

Речь для него должна стать необходимостью. Будьте готовы, что ребенок будет расстраиваться и плакать. Терпите его слезы и выжидайте, пока он не начнет хотя бы пытаться что-то произнести.

Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты»! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у. Играя, общаясь с ребенком, следите, чтобы он видел Ваши губы.

Неговорящему малышу полезно наблюдать, что именно он должен делать губами и языком для произношения какого-либо звука.

Гримасничайте с ребенком. Часто у малыша, который не разговаривает, слабо развита мимика. Поэтому для него крайне полезно разминать мышцы лица: кривляться, изображать разные эмоции и животных. Чем активнее он будет это делать, тем лучше.

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите, помните, что если для Вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить.

Озвучивайте действия, комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

Быстрая речь – неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина – би-би. А вот собака – ав-ав). Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть Ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать правильную воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).

Присмотритесь к малышу, не ускоряйте его развитие.

Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией.

При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребенка, — прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: Где? Кто? Когда? Что делает и т.д.

Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются.

Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы. Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение, малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают высокую эффективность занятий с ним.

Помните! Только комплексное воздействие специалистов (логопед, врач, воспитатель дошкольного образования, родитель) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения.

Составитель Новикова М.М., учитель-дефектолог

Приемы самомассажа, дыхательная гимнастика
Приемы самомассажа, дыхательная гимнастика

От правильного дыхания во многом зависит здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность. Например, специальная дыхательная гимнастика, выполняемая через левую и правую ноздрю, улучшают функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески их развивать. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому необходима специальная дыхательная гимнастика. Самомассаж — это элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения самомассажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний. Целесообразно использовать дыхательную гимнастику в сочетании с элементами самомассажа. Цель комплексов самомассажа и дыхательной гимнастики заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие. Вот несколько комплексов самомассажа и дыхательной гимнастики, которые ежедневно можно проводить со своим ребенком.

Первый комплекс.

Соединить ладони, потереть ими до нагрева. Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей. «Уколоть» указательным и большим пальцами перегородку носа. Указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови. Указательным и большим пальцем «лепим» уши снизу вверх. Вдох через левую ноздрю (правая в это время закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрывается левая). Вдох через нос, медленный выдох через рот.

Второй комплекс.

Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до нагрева. Это упражнение положительно воздействует на внутренние органы. Слегка подергать кончик носа. Указательным пальцем массировать точку под носом. Указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения губ. Растирать за ушами: «примазывать уши». Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «М-м-м». Вдох через нос, выдох через рот на ладонь — «сдуваем снежинку с руки».

Третий комплекс.

«Моем кисти рук». Указательным и большим пальцем нажимаем на ноготь каждого пальца другой руки. Поглаживаем нос от ноздрей к переносице. Средними пальцами надавливаем на ушные козелки. Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.

Составитель Старовойтова Ю.Э., учитель-дефектолог

Безопасный Интернет для дошкольника

Интернет – это мир интересных и полезных возможностей, но в то же время это источник угроз, особенно для ребенка. Агрессия, преследования, мошенничество, психологическое давление, встречи с онлайн незнакомцами – это лишь некоторый перечень угроз, которые поджидают ребенка в глобальной сети каждый день. Как же оградить от них ребенка? Во время первого знакомства с Интернетом закладывается фундамент для его последующего использования и формирования хороших манер у детей. Детям дошкольного возраста нравится установленный порядок, и это является идеальным способом развития у детей навыков безопасного использования Интернета. Дети до 7 лет могут не полностью понимать информацию, доступную в Интернете, и, например, не отличать рекламу от действительного содержимого. В этом возрасте родителям необходимо помогать детям в поиске подходящего материала.

Памятка для родителей «Безопасный Интернет – детям дошкольного возраста!»

Правило 1.

Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»: — Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернет, особенно на этапе освоения. — Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернет, чтобы вовремя предупредить угрозу.

Правило 2.

Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть: Объясните ребенку, что в сети Интернет как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что, если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям. Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью. Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернет, особенно путем отправки sms, – во избежание потери денег. Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Правило 3.

Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети: Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение – приложение родительского контроля и антивирус. Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка. Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребенок.

Правило 4.

Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей: — Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет-грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами. Учитесь у ребенка! Дети XXI века нередко более продвинутые родителей в вопросах компьютера и Интернета. В форме игры попросите ребенка показать свои возможности и научить вас незнакомым действиям.

Правило 5.

Будьте внимательны к поведению ребенка, отслеживайте признаки Интернет-зависимости: — Будьте внимательны к переменам в поведении ребенка Раздражительность, рассеянность, замкнутость, потеря интереса к любимым занятиям, ложь о количестве времени, которое ребенок проводит в сети, частое употребление пищи перед компьютером – все это может быть признаками зависимости от Интернета. — Придумайте полезную альтернативу Интернету. Это может быть увлекательное занятие, активный отдых, посещение спортивных секций и кружков, обычная прогулка с друзьями или родителями.

Правило 6.

Руководствуйтесь рекомендациями педиатров: — Ребенок 6 лет не должен проводить за компьютером более 10-15 минут. Для детей в возрасте 7-8 лет ограничение составляет 30-40 минут в день. — Помните, что злоупотребление компьютером рискованно для физического здоровья и может вызвать у ребенка ухудшение зрения, гиподинамию, подверженность аллергиям и даже сердечно-сосудистые заболевания. Особенности психики дошкольника 16 правил интернет-безопасности для детей Следующая фраза может показаться банальной, но всё действительно начинается с пелёнок. На самом деле мы, взрослые, очень часто сами знакомим детей с Интернетом. Сегодня малыши знакомятся с гаджетами до года. Порой родителям удобно посадить ребёнка перед телевизором, дать смартфон и заняться своими делами. Но что мы имеем? Детская психика находится в стадии развития и обладает повышенной уязвимостью. И та информация, которая взрослому кажется обычной, на ребёнка может оказать негативное воздействие.

У малыша идёт пассивное восприятие окружающей действительности. Кроха развивается именно при тактильном общении с близкими людьми. Он не воспринимает видеоряд как речь, обращённую к нему, хотя может смотреть один и тот же мультик несколько раз. Однако выводов при этом малыш не делает, только копирует жесты и мимику.

У малыша до 6 лет высокий уровень познавательной активности, поэтому важно утолять его жажду знаний не через голубой экран, а через книги и общение с родными. Никакой развивающий мультик не заменит живой диалог.

Составитель: Борисова Н.Б., педагог-психолог

Осторожно - клещ!
ОСТОРОЖНО, КЛЕЩ! С началом дачного сезона, походов в лес и на рыбалку начинается и пора активизации клещей – переносчиков клещевого энцефалита, болезни Лайма, лихорадки КУ и других недугов. Пик укусов обычно приходится на май – июнь, но опасность укусов сохраняется до глубокой осени. Успеха в предупреждении заболевания клещевым энцефалитом можно добиться за счет применения комплекса профилактических мер: химическая обработка самых опасных участков территории, иммунизации населения, а также проведения иммунопрофилактики лицам, укушенным клещами. Если вы не вакцинированы и поход в лес в период эпидемиологического сезона (конец апреля – июнь) отложить нельзя, нужно обязательно использовать средства личной защиты, как, в общем – то и при любом походе в лес. Прежде всего, необходимо правильно одеться. Отправляясь в лес, наденьте одежду с длинными рукавами, плотно прилегающими к запястью. Брюки заправьте в высокие сапоги (обувь должна закрывать стопы и лодыжки, давая возможность заправить в нее одежду). Обязательно наденьте головной убор. Одежду выбирайте светлую, чтобы легче было заметить клеща. Находясь в лесу, не следует садиться или ложиться. Кроме того, нужно использовать средства индивидуальной защиты – акарицидные препараты, которые выпускаются в виде специальных карандашей, аэрозолей. Их необходимо наносить на одежду согласно инструкции по применению. Препаратов, наносимых непосредственно на тело, которые бы защищали от клещей, нет. Репелленты от комаров и мошек против клещей бессильны! После похода в лес обязательно нужно осмотреть себя, а лучше, чтобы вас осмотрел кто-то другой. Если клещ все-таки присосался, необходимо немедленно обратиться в медицинское учреждение. Помните, клещи всегда рядом с нами, так определено природой, и человек с этим ничего поделать не может. Главная задача человека – научиться жить в этих условиях и не ходить в «дом», где живут клещи, непрошенным и неподготовленным гостем. С наступлением первых, по настоящему, теплых майских дней после бесконечной зимы, вызывает вполне естественное желание пообщаться с пробуждающей природой, подышать пьянящими ароматами весеннего леса. Все бы хорошо, но посещение леса весной и в начале лета сопряжено с высоким риском быть укушенным клещом, а это чревато заражением такой опасной болезнью, как клещевой энцефалит… Как происходит заражение Клещи, находясь на ветках или траве, при приближении животного или человека могут прицепиться к нему, а потом добраться до открытых участков кожи, чаще всего — шея, волосистая часть головы, спина, подмышечные и паховые области и др. Слюна клеща содержит обезболивающее вещество, поэтому укус его безболезнен, и длительное время не заметен. Вместе со слюной зараженные клещи передают в кровь человека или животного не только вирус клещевого энцефалита, но в некоторых случаях спирохеты, которые вызывают заболевание, клинически сходное с клещевым энцефалитом – клещевой боррелиоз. Как предотвратить присасывание клещей Основная мера защиты – не допускать присасывания клещей. Для этого используют средства индивидуальной защиты: рациональное использование обычной одежды и отпугивающие средства (репелленты). При посещении леса одевайтесь так, чтобы исключить возможность заползания клещей под одежду и на открытые участки кожи, за воротник, на волосы. Через каждые 1,5-2 часа пребывания в лесу проводить само- и взаимо осмотры верхней одежды и открытых частей тела.

Лучшая защита от клещей – это соблюдение техники безопасности:

1. Не рекомендуется без особой надобности залезать в непроходимые чащи низкорослого кустарника.

2. Перемещаясь по лесу, не срывайте веток, этим действием, вы стряхиваете на себя клещей.

3. Ноги должны быть полностью прикрыты.

4. Спортивные трико, штаны должны быть заправлены в носки.

5. Обязательно наличие головного убора.

6. Длинные волосы желательно спрятать под головной убор.

7. После похода по лесу, необходимо проверить, и стряхнуть как верхнюю одежду, так и нижнее белье.

8. Осмотреть все тело.

9. Обязательно расчесать волосы мелкой расческой.

Как удалить присосавшегося клеща?

1. Тело клеща осторожно смазывают маслом, и оставляют на 15-20 минут

2. Затем необходимо сделать из прочной нити петлю и затянуть ее у основания хоботка клеща.

3. Придерживая кожу пальцами, покачивая клеща, постепенно вытягивать его, растягивая концы нити в стороны. Можно захватить клеща пинцетом или обернутыми чистой марлей пальцами как можно ближе к его ротовому аппарату и, держа строго перпендикулярно поверхности укуса, повернуть тело клеща вокруг оси, извлечь его из кожных покровов

4. Место укуса необходимо смазать 70% спиртом, 5% йодом, зеленкой или одеколоном.

5. Если клещ удален, а его головка осталась в коже, то нужно обратиться в поликлинику для лечебной помощи. Если обратиться нет возможности, то нужно обработать место 5% йодом и извлечь как занозу.

6. Клещей, снятых с тела, необходимо поместить в пузырек (в крайнем случае сжечь или залить кипятком). Не следует давить их пальцами, т.к. если клещ заражен, то вирус может попасть в организм человека через слизистые носа, глаз и незначительно поврежденную кожу.

7. После контакта с клещами обязательно вымыть руки с мылом.

8. Для определения зараженности клеща необходимо (в пузырьке, банке) доставить его в лабораторию.

Составитель Пономарева Е.А., старшая медицинская сестра

О буллинге
О кибербуллинге
Мама будет логопедом

МАМА БУДЕТ ЛОГОПЕДОМ!

Осень — период новых впечатлений, прогулок, путешествий, походов и развлечений. Развивать речь можно где угодно! Для этого понадобится чуть больше смекалки и изобретательности, но зато процесс обещает быть интересным и эффективным. На прогулке задавайте ребенку вопросы про осенний период. Если ребенок не может ответить на данные вопросы соответственно возрасту, сами рассказывайте ему про данное время года.

Какое время года начинается? (Начинается осень).

Осень какая? (теплая, разноцветная, радостная, дождливая).

Солнце осенью какое? (желтое).

Трава осенью какая? (зеленая, желтая, низкая, сухая).

Вода осенью какая? (прохладная).

Дождь осенью какой? (проливной, короткий, затяжной).

 

  • Поиграйте в игру » Что делает?»

Солнце что делает? (светит, греет, нагревает, сушит).

Облака что делают? (стоят, плывут, надвигаются, проливаются дождем).

Трава что делает? (пахнет, сохнет, растет, лежит).

Цветы что делают? (растут, цветут, пахнут, радуют, увядают).

 

  • Игра «А что вчера?».

Сегодня фрукты созревают, а вчера… (созревали).

Сегодня птицы поют, а вчера… (пели).

Сегодня облака плывут, а вчера… (плыли).

Сегодня дождь идет, а вчера… (шел).

Сегодня молния сверкает, а вчера…(сверкала).

Сегодня гром гремит, а вчера… (гремел).

Сегодня листья желтеют, а вчера… (желтели).

Составитель Павлова Ю.Н., учитель-дефектолог

Артикуляционная гимнастика дома

«Артикуляционная гимнастика дома»

Зачем нужна артикуляционная гимнастика? Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Система артикуляционных упражнений. Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. Как проводить артикуляционную гимнастику?

Советы родителям.

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

7. Важно сформировать у ребенка мотивацию к занятиям артикуляционной гимнастикой, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать. Например, рассказать ребенку, что герой любимого мультфильма только покажет ребенку новую серию только в том случае, если ребенок выполнит упражнения.

Составитель Сафонова Е.С., учитель-дефектолог

Кормите ребенка правильно

Составитель Пономарева Е.А., старшая медицинская сестра

Вместе обогащаем словарь детей!

«Вместе обогащаем словарь детей!»

Главная задача в дошкольном образовании – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве; не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).В словаре мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Дети допускают ошибки при изменении окончаний существительных по родам и числам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы»…); при согласовании числительных с существительными («пять мячев, ягодом», «два руки»…). Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание. Устранение ошибок в речи возможно!
Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребёнка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни детского сада и семьи.

Важно создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников в звучащей речи, так как не только активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук».

 

Составитель: Павлова Ю.Н.,учитель-дефектолог

Нейроигры для развития речи

«Нейроигры для развития речи»

В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик. Нейропсихологические игры — это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.

Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие. Каким детям необходима нейрогимнастика:

  • если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
  • заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
  • постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
  • плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
  • присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
  • быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
  • есть проблемы с речью разной сложности;
  • наблюдается слабая познавательная деятельность;
  • плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.

Приведем примеры некоторых нейроигр.

Нейроупражнение «Колечко» автоматизируем звуки в слогах.

Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУЛЫ).

Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.

Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук «Ш»— ставь кулак, звук «Ж» — ставь ладонь. 2 вариант: звук С – кулак, звук З — ребро, звук Ц — ладонь.

Нейроупражнение «Локоть-колено».

Описание нейроупражнения: Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой.

Составитель: Старовойтова Ю.Э.,учитель-дефектолог

Как заниматься с непоседой. 8 советов

«Как заниматься с непоседой. 8 советов»
Маленьким детям очень трудно долго концентрировать своё внимание на тех действиях, которые им предлагают взрослые.
Но заниматься с малышом всё равно нужно. В этой публикации мне хотелось бы рассказать, как правильно организовать занятия, чтобы удержать внимание даже подвижного ребёнка.
Как заниматься с непоседой. 8 советов
1. Не нужно ограничивать двигательную активность ребёнка, лучше направлять её в нужное русло.
Например, можно шагать или прыгать, на каждое действие (шаг или прыжок) называя слово на заданный звук.
2. Проводить занятия нужно не за столом, а в пространстве квартиры: на ковре, на диване, возле холодильника (с магнитами), в ванной и т.д.
3. Для занятий хорошо использовать игрушки и интересующие бытовые предметы.
Например, привези мне на своём грузовичке только зелёные прищепки.
4. Если ребёнок фактически не сидит на одном месте, нужно ловить момент: когда сидит за столиком для кормления, в автокресле. В это время можно показать картинку, назвать окружающие предметы, проговорить потешку или сделать пальчиковые упражнения.
5. Заниматься во время прогулки.
Гуляйте по городу, в парке. По ходу называйте все предметы, которые встречаются.
Называйте цвет проезжающих мимо автомобилей, показывайте буквы на вывесках, цифры – на номерах машин. Знакомьте с понятием «больше-меньше» (куст-дерево, легковой автомобиль-грузовой), «справа-слева», «дальше-ближе». Считайте ступеньки, пока поднимаетесь в квартиру.
6. Ввести интересный персонаж (кукла-рукавичка или мягкая игрушка), которая будет предлагать малышу интересные задания, и хвалить его за старание.
7. Начинать нужно с коротких заданий, которые можно выполнить на ходу, стоя. Например, попросите малыша принести предмет, название которого начинается на звук А. Или предложите дорисовать чёрные точки божьей коровке, изображение которой прикреплено к стене на уровне глаз ребёнка.
8. Учить ребёнка концентрировать внимание, выполняя простые задания на развитие бытовых навыков. Например, просите малыша расставить в прихожей обувь: «Ставь сначала самые маленькие туфли, это туфли Вани. Затем туфли побольше, это мамины. А затем самые большие – папины».
Никогда не заставляйте ребёнка заниматься через силу. Угрозы не дадут никакого эффекта.
Конечно, во избежание наказания, малыш может выполнить требования родителей. Но от такого давления со стороны взрослых может исчезнуть желание учиться.

Составитель: Новикова М.М.,учитель-дефектолог

Обогащение словаря в домашних условиях

 

Обогащение словаря в домашних условиях

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно- печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их — сформировать у детей навыки складывать из отдельных вещей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.

Купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не на полу или ковре, объяснить её ребёнку. Первый раз на протяжении 10-15 минут необходимо поиграть вместе с ребёнком.

В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: “Что нарисовано на картинке?”, “Как можно назвать их одним словом?”, “Где растут фрукты?”, “Что можно сделать из фруктов?”. После беседы объяснить: ” Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неё листья, и подбери необходимые картинки”.

Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

Словесные игры

Что я не так сказала?

Взрослый (ребёнку). Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, заяц.

Ребёнок исправляет ошибки.

Дидактические упражнения

Во время прогулок, одевания, раздевания,  купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребёнком дидактические упражнения.

Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы: ”Кашу маслом не испортишь”, “Дорога ложка к обеду”, “Захочешь кушать — руку протянешь”.

Если ребёнок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: “Без труда ничего не сделаешь”, “Поспешишь – людей насмешишь”, “Без труда не вытянешь рыбку из пруда”, “Что посеешь, то и пожнёшь”, “Лентяю всё некогда”.

Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например: «Зимой солнце светит, да не греет», «Осенняя муха больно кусается», «Без ветра и трава не шелестит», «Синица пищит, зиму вещает», «Летний день год кормит».

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания).

«Белый камень в воде тает». (Сахар.)

«Без окон, без дверей, полна горница людей». (Огурец, тыква.)

Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:

«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз.)

«Невидимка ходит в лесу, все деревья раздевает». (Осень.)

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению («шить», «пришить», «вышивать», «зашивать»), которые дети нередко путают объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»). Некоторые дети используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шелковый» — «сшитый из шелка», вместо «шерстяной» — «связанный из шерсти».

В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хитрая». «Какой помидор?» — «Красный, круглый».

Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».

Обогащение бытового словаря

В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребенка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо – борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе – котлеты с гарниром, а это салатница – её используют для салатов».

Следует попросить ребенка подать взрослому посуду и назвать то, что он подает.

Мама. Что ты поставил на полку?

Ребенок (отвечает обобщающим словом). Посуду.

Так непринужденная беседа обогащает детский активный словарь.

Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить на машинке».

Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т.д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или погладить платочек. Ребенку будет интересно. Выходя на прогулку, необходимо обратить его внимание на деревья, траву, птиц; спросить знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.

Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами, людьми. Важно: с раннего детства ребенок должен знать правила уличного движения.

О чем говорить с ребенком в семье

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

Советы родителям

Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.

Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.

Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.

Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.

Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.

Пожелания родителям.

  1. Чаще и больше разговаривайте с ребёнком.
  2. Чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами.
  3. Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи, какой…?», «А если бы…», «Придумай слово».
  4. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки.
  5. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений, рассказов…
  6. Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребёнку. Используйте словарь.

Составитель: Сафонова Е.С..,учитель-дефектолог

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников

 

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Среди родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например: «баловАться», а не «бАловаться», «свёкла» а не «свеклА».

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество ошибок при письме и чтении.

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Составитель: Павлова Ю.Н., учитель-дефектолог

Коммуникативные игры как средство развития навыков общения у детей

Коммуникативные игры как средство развития навыков общения у детей

 

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий.

 

Любая совместная деятельность сближает людей, а игра считается наиболее полезным времяпрепровождением для детей и родителей. Именно в такой форме, интересной для обеих сторон, разыгрываются какие-то жизненные ситуации, укрепляются отношения, открывается безграничное поле для фантазий.

Чем полезна совместная игра

Ребёнок начинает привыкать к игре сразу же, как только учится ходить и говорить. Именно через этот вид деятельности маленький человечек познаёт мир и себя в этом мире. Особенно полезно детям играть вместе с родителями. Коммуникативные игры предоставляют неограниченные возможности для познания себя и своих близких. Помимо этого, они помогают ребёнку:

  • развивать самоконтроль, сдержанность, дружеские качества;
  • учиться анализировать своё и чужое поведение;
  • раскрывать свой внутренний мир;
  • проявлять радость, переживание, страхи;
  • выражать свои потребности и доносить их до окружающих;
  • создавать взаимопонимание между близкими людьми.

Творческие игры на общение

Хорошо помогают раскрыться и выразить свои эмоции, а также понять эмоциональный настрой другого человека, творческие игры на развитие коммуникативных способностей у дошкольников. К ним можно отнести забавы с элементами пантомимы.

Составитель: Павлова Ю.Н., учитель-дефектолог

Приёмы самомассажа, дыхательная гимнастика

Приёмы самомассажа, дыхательная гимнастика

От правильного дыхания во многом зависит здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность. Например, специальная дыхательная гимнастика, выполняемая через левую и правую ноздрю, улучшают функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.

Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески их развивать. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому необходима специальная дыхательная гимнастика.

Самомассаж — это элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения самомассажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.

Целесообразно использовать дыхательную гимнастику в сочетании с элементами самомассажа.

Цель комплексов самомассажа и дыхательной гимнастики заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие.

Вот несколько комплексов самомассажа и дыхательной гимнастики, которые ежедневно можно проводить со своим ребенком.

Первый комплекс.

  1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева.
  2. Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.
  3. «Уколоть» указательным и большим пальцами перегородку носа.
  4. Указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови.
  5. Указательным и большим пальцем «лепим» уши снизу вверх.
  6. Вдох через левую ноздрю (правая в это время закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрывается левая).
  7. Вдох через нос, медленный выдох через рот.

Второй комплекс.

  1. Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до нагрева. Это упражнение положительно воздействует на внутренние органы.
  2. Слегка подергать кончик носа.
  3. Указательным пальцем массировать точку под носом.
  4. Указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения
  5. губ.
  6. Растирать за ушами: «примазывать уши».
  7. Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «М-м-м».
  8. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь — «сдуваем снежинку с руки».

Третий комплекс.

  1. «Моем кисти рук».
  2. Указательным и большим пальцем нажимаем на ноготь каждого пальца другой руки.
  3. Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.
  4. Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.
  5. Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.
  6. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «З-з-з».
  7. Несколько раз зевнуть и потянуться.

После      выполнения      комплекса      можно      использовать      игровую «Логоритмику» — маленькую разминку для пальцев рук.

«Замок».

Текст                                            Движения

На двери висит замок,              Ритмичные, быстрые соединения

Кто открыть его бы смог?        пальцев в «замок».

Потянули,                                   Руки потянуть в разные стороны.

Покрутили,                                 Движение кистями рук к себе, от себя.

Постучали,                                  Постучать друг, о друга.

И открыли!                                  Пальцы расцепить, ладони в стороны

Составитель: Сафонова Е.С.., учитель-дефектолог

Как читать детям сказки

«Как читать детям сказки»

Для чего ребенку нужна сказка? «…Она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться…» (Джанни Родари).
Исследователь отмечают, что сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет сказки взрослый может показать его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.
Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику, — не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.
1. Одно из главных усилий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребенку, что это доставляет вам удовольствие.
2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.
3. Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
4. Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите от содержания сказки.
5. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть для взрослых скучновато, но для ребенка – нет.
6. Читайте ребенку каждый день, даже тогда, когда он научится делать это сам.
7. Незнакомую сказку сначала прочитайте сами, чтобы направить внимание сына (дочери) в нужное русло.
8. Обыгрывайте впечатления, полученные ребенком при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, свое отношение к прочитанному.

Составитель: Новикова М.М.., учитель-дефектолог

'Все дети разные'
«Все дети разные»

Все дети разные. И даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они пользуются по-разному. Один ребенок, попадая первый раз в гости к приятелю, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопится взять в руки мягкую игрушку. Для первого (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то, что он слышит. Для третьего (кинестетика) — то, что он чувствует. Эти особенности влияют на поведение вашего ребенка и даже на восприятие окружающего мира.

 

ЕСЛИ РЕБЕНОК ВИЗУАЛИСТ:

Ø ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен; это не имеет никакого отношения лично к вам;

Ø он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов;

Ø быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован;

Ø легче приобретает навыки путем наблюдения;

Ø на индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.

 

ЕСЛИ РЕБЕНОК АУДИАЛИСТ:

Ø любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой — это нормально;

Ø вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете;

Ø он хорошо запоминает словесный материал;

Ø для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

 

ЕСЛИ РЕБЕНОК КИНЕСТЕТИК:

Ø для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь;

Ø у него чаще, чем у других детей, меняется настроение, он раним и обидчив;

Ø лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности;

Ø чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

Составитель: Павлова Ю.Н., учитель-дефектолог

Осторожно - клещи!

Составитель: Пономарева Е.А., старшая медсестра

 

Обсуждение закрыто.